МБОУ Старовичугская средняя школа им. Г.В. Писарева
Ивановская область, Вичугский район, г.п. Cтарая Вичуга,ул. Советская, д.6
  • Функциональная грамотность

    — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

    Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. 

    Что такое функциональная грамотность ?

    Функциональная грамотность —это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
     

    «Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».

    Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук

    Основные направления функциональной грамотности
    PISA + ICILS

    1. Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Компетенции (умения):

    • Находить и извлекать информацию

    • Интегрировать и интерпретировать информацию

    • Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

    • Использовать информацию из текста

    2. Математическая грамотность - это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она помогает людям понять роль математики в мире.

    • формулировать ситуацию математически.

    • применять математические понятия, факты, процедуры

    • интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты

    • рассуждать (над формулированием, над решением, над результатом)

    3. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

    • Научно объяснять явления

    • Понимать основные особенности естественнонаучного исследования

    • Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

    4. Компьютерная и информационная (цифровая) грамотность – это способность учащихся использовать компьютеры в личных, исследовательских, творческих и коммуникационных целях, чтобы успешно участвовать в учебной, производственной и общественной деятельности.

    • Практические навыки по работе с компьютером

    • Сбор, обработка, создание информации

    • Цифровое взаимодействие (обмен информацией в социальных сетях)

    5. Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование с учётом жизненных событий и изменений экономических условий.

    6. Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    7. Глобальные компетенции - способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;  вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Сегодня образование развивается в соответствии с новыми тенденциями в геополитической, экономической, культурной сферах и призвано сформировать конкурентоспособного и мобильного специалиста, востребованного на рынке труда. Именно функциональная грамотность призвана объединить в себе эти навыки и помочь применить их на практике.

    Одним из показателей нацпроекта «Образование» является вхождение России в топ 10 стран по результатам международных сопоставительных исследований.  К 2024 году все 85 субъектов России будут участвовать в исследованиях PISA. Это заявление государственного масштаба отражается в ряде отраслевых инициатив. Например, в совместном приказе Минпросвещения и Рособрнадзора «О внедрении новой методологии оценки качества образования» от 06.05.2019, где дается понятие функциональной грамотности и план работ на региональных и федеральных уровнях по ее внедрению. Кроме того, сегодня понятие функциональной грамотности включено в проекты новых ФГОС. 

    Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

    ПЕДСОВЕТ37.РУ  Материалы для организации методических семинаров по проблемам организации образовательного процесса и повышения качества образования.

    Формирование функциональной грамотности
    Методические материалы
    Нормативные документы
    Полезные ссылки

    Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

    https://fg.resh.edu.ru/  

    ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

    http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

    Издательство «Просвещение»

    https://media.prosv.ru/fg/

    Банк тестов

    https://banktestov.ru/test/3674

    Московский центр качества образования

    https://mcko.ru/articles/2127

    Марафон функциональной грамотности

    Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

    https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

    Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

    Перечень ссылок на методические материалы по финансовой грамотности, предназначенные для людей с инвалидностью

    ДИССЕМИНАЦИЯ ОПЫТА 

                 

            5 марта 2024 года на базе МБОУ Старовичугская средняя школа им. Г.В. Писарева состоялся        областной семинар  «Функциональная грамотность. Работаем в команде». Подробнее...  / Материалы семинара

    21 ноября 2023 года в МБОУ Старовичугская средняя школа им. Г.В. Писарева проведён районный семинар "Функциональная грамотность учителя — основа развития функциональной грамотности обучающихся". На семинаре присутствовали: главный специалист отдела образования администрации Вичугского муниципального района Березкина О. И., заместители директоров школ по УВР, педагоги Вичугского района.

    На высоком профессиональном уровне прошел 18 ноября 2022 года семинар-практикум на тему «Формирование функциональной грамотности на уроке и во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО» в МБОУ Старовичугская средняя школа им. Г.В. Писарева, которая является инновационной площадкой АНО ДПО "Национальный институт качества образования". Все участники семинар, учителя начальных классов, руководители и педагоги инновационных площадок АНО ДПО «Национальный институт качества образования» по теме «Повышение эффективности и качества начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО». 

    Обновлённые ФГОС: обсуждаем, готовимся к внедрению. 25 февраля 2022 года ГАУДПО ИО «Университет непрерывного образования и инноваций» на базе МБОУ Старовичугская средняя школа им. Г. В. Писарева организовали онлайн стажировку по введению обновлённых ФГОС-2021. Особое внимание было уделено условиям и особенностям внедрения обновлённого стандарта. Модератором данного мероприятия выступила Иванова Елена Васильевна, Заслуженный учитель Российской Федерации, заведующий кафедрой управления образованием ГАУДПО ИО «Университет непрерывного образования и инноваций». Цель семинара - создать условия для представления опыта работы школы по подготовке к введению обновленных ФГОС-2021.

    14 декабря 2021 года состоялась защита проектов на присвоение статуса региональной инновационной площадки по внедрению новейших разработок в сфере воспитания и образования. По итогам отбора МБОУ Старовичугская средняя школа им. Г.В.Писарева присвоен статус региональной инновационной площадки. Поздравляем команду школы: Лисову М.Г., Босину И.А и Воронько М.С. успешно защитивших тему инновационной площадки Центр «ТОЧКА РОСТА» как ресурс формирования современных компетенций обучающихся (soft skills)». 

    25 ноября и 2 декабря 2021 года в онлайн режиме администрация и педагоги МБОУ Старовичугская средняя школа им.Г.В.Писарева делились накопленным опытом использования цифровых сервисов и инструментов в своей профессиональной деятельности.  Работа семинара была направлена на реализацию приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». На семинаре были представлены образовательные платформы, используемые педагогами в своей работе с целью улучшения качества образования и воспитания, а также качественной подготовки к ГИА. 

    24 марта 2021 года Функциональная грамотность. В МБОУ Старовичугская средняя школа им Г.В.Писарева на платформе MS Teams состоялся районный онлайн-семинар по оценке функциональной грамотности. Цель семинара – распространение педагогического опыта по формированию функциональной грамотности у обучающихся, а также об особенностях заданий PISA. Спикерами семинара были: директор школы М. Г. Лисова и заместитель директора И. А. Босина, учителя. Заместитель директора по УВР А. А. Семьян рассказала об опыте инновационной работы по формированию и оцениванию читательской грамотности, учитель математики Е. Д. Куликова - математической грамотности и Агеичева С. Н. - естественнонаучной грамотно ти. Семинар вызвал интерес и был положительно оценен его участниками.

    Областной семинар "Условия реализации ФГОС СОО: ресурсы нашей школы". 12 марта 2020 года представители муниципалитетов г.о. Вичуга, Вичугского, Родниковского, Лухского районов, реализующие федеральный образовательный стандарт среднего общего образования, собрались на базе МБОУ Старовичугской средней школы им. Г.В. Писарева, чтобы поделиться практическим и теоретическим опытом работы по теме "Условия реализации ФГОС СОО: ресурсы нашей школы".

    Районный семинар по функциональной грамотности! Каждый из нас хочет, чтобы его ребенок вырос успешным, востребованным в жизни. Поэтому образование и воспитание остается неизменным приоритетом. 29 января 2020 года в МБОУ Старовичугская средняя школа им. Г. В. Писарева прошел районный семинар по актуальной теме "Функциональная грамотность как ресурс повышения качества образования". 

    Проектная деятельность – шаг в будущее для каждого выпускника школы. Через проект можно выстроить траекторию своего развития, заложить фундамент своей будущей профессиональной деятельности, проект может стать для обучающегося стартапом для реализации идеи, мечты.
    21 марта 2019 года на базе МБОУ Старовичугская средняя школа им. Г.В Писарева состоялся областной семинар для директоров и их заместителей школ-пилотов области по введению ФГОС СОО на тему: "Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе при реализации ФГОС СОО". 

    28 февраля в МБОУ Старовичугская средняя школа им. Г.В. Писарева состоялся районный практико-ориентированный семинар "Деловая игра как форма взаимодействия педагога и обучающегося в условиях реализации ФГОС». В семинаре приняли участие учителя, заместители директоров образовательных организаций Вичугского муниципального района.

    Интересная жизнь школьного сообщества! Команда МБОУ Старовичугская школа им. Г.В.Писарева сегодня делилась опытом с директорами Ивановской области. Организация уклада школьной жизни, её традиции, реализация федеральных государственных образовательных стандартов на уровне основного и среднего общего образования стали темой для обсуждения на семинаре.

    Палитра роста! «Механизмы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС» , так назывался семинар, который прошёл сегодня в МБОУ Старовичугская школа им. Г.В.Писарева. Объединения, клубы по интересам, секции, научные исследования, экскурсии, соревнования, работа в музее и другие разнообразные формы работы, предлагаемые учителями своим подопечным были представлены на семинаре.

    23 ноября 2017 года на базе МБОУ Старовичугская средняя школа им.Г.В.Писарева состоялся областной семинар по теме: «Опыт работы школы по реализации ФГОС. Перезагрузка». На семире присутствовали директора, заместители директоров по УВР школ Лежневского района Ивановской области.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie